Есть ли волшебство сейчас?

Современное фэнтези (также известно, как местное фэнтези) – поджанр фэнтези, действие которого происходит в наши дни, или, если быть точной, во время жизни автора. Пожалуй, самый популярный его жанр – городское фэнтези.

Определение и обзор

Эти термины используются для описания произведений, чей сюжет происходит в вымышленной реальности (часто определяемой, как реальность консенсуса) наших дней, где существуют магия и волшебные существа, но как таковые, они не слишком распространены, хотя при этом они могут существовать в расщелинах нашей реальности или попадать из других миров. Эта концепция имеет много общего, а иногда – пересекается с криптоисторией; произведения, где магия не является тайной или не имеет никакого отношения к реальной истории, не являются современным фэнтези.

Романы, где современные персонажи путешествуют в другие миры, где происходят всевозможные магические события (исключениями являются порталы, которые необходимы для перемещения персонажей), не рассматриваются в качестве современного фэнтези. Таким образом, книга Клайва Стэплза Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», где все фэнтезийные события происходят в Нарнии, куда можно попасть через волшебный платяной шкаф, не может считаться современным фэнтези. С другой стороны, часть книги «Племянник чародея», где Императрица Джадис попадает в Лондон, пытается захватить Землю и сталкивается с полицией и толпами коренных лондонцев, может считаться таковой.

Современное фэнтези серьезно отличается от литературы ужасов (действие этих книг часто также развивается в современных реалиях при наличии фантастических элементов) общей тональностью и подчеркнутым ощущением радости или чуда, а не страха или ужаса.

В предисловии к книге «Мерзейшая мощь», одной из самых ранних работ, принадлежащих к данному жанру, Клайв Стэплз Льюис объяснил, почему при написании книги о «волшебниках, демонах, жестикулирующих животных и странствующих ангелах», он предпочитает начинать историю с подробного описания ограниченных академиков из провинциальных университетов Англии и описывает бесчестных агентов по недвижимости: «Я следую традициям сказок. Мы не всегда уделяем внимание этому методу, потому что коттеджи, замки, дровосеки и корольки, с которых начинается повествование, также далеки от нас, как ведьмы и великаны, продолжающие ее. Но они буду столь далеки от тех людей, которые первыми стали сочинять и получать удовольствие от сказок».

Все это является также справедливым для более поздних произведений жанра, которые часто начинались с описания с виду нормальной сцены современной жизни, где позднее обнаруживаются сверхъестественные и магические существа и события, скрытые за кулисами.

Поджанры

Современное фэнтези часто связано с теми местами, которые дороги авторам, полными собственного колорита и атмосферы, и пытается вызвать ощущение волшебства в тех местах, частично пересекаясь с мифологией.

Если сюжет разворачивается в городе, такую книгу часто причисляют к городскому фэнтези.

Современное и низкое фэнтези могут пересекаться, так как их сюжеты часто происходят в реальном мире. Однако и здесь существуют отличие. Сюжет книги в жанре низкого фэнтези может разворачиваться в реальном мире, но при этом время не обязательно будет нынешним. При таком условии книга не может быть причислена к современному фэнтези. Сюжет современного фэнтези может разворачиваться в нашем мире, но при этом – включать определенные фантастические элементы. Ярким примером может служить цикл «Гарри Поттер», который принадлежит скорее к эпическому, чем к низкому фэнтези.

Примеры

XIX-начало XX веков

• Роберт Льюис Стивенсон «Сатанинская бутылка»

• Гербер Уэллс «Чудесное посещение», «Морская дева», «Чудотворец»

• Сельма Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»

• Эдит Несбит «Волшебный город», Цикл «Псэммид», Цикл «Дом в Арденнах», «Заколдованный замок», «Волшебный мир» и другие книги

• Редьярд Киплинг «Пэк с Холмов»

• Уильям Кокс «Жуткие твари строевых лесов»

• Чарльз Уильямс – один из новаторов богословского современного фэнтези

• Михаил Булгаков – «Мастер и Маргарита»

• Стелла Бенсон «Проживая в одиночестве»

• Эдвард Игер «Сказки о волшебстве»

• Памела Линдон Трэверс «Мэри Поппинс»

• Эрих Кестнер «35 мая или Путешествие Конрада к Южному Морю»

• Хендрик Виллем Ван Лоон «Жизни Ван Лоона»

• Клайв Степлз Льюис «Мерзейшая мощь»

• Джек Уильямсон «Мрачнее, чем вам кажется»

XX-начало XXI века

• Книжный цикл Дианы Дуэйн «Молодые Волшебники». Главные герои живут в Манхэттене (Нью-Йорк), но каждая книга отличается по месту действия, которое включает различные планеты внутри и за пределами Солнечной системы и разнообразные альтернативные вселенные.

• Андре Нортон. Цикл «Добывайки»

• Практически все творчество Чарльза де Линта

• Большинство книг Тима Пуэрса

• Различные произведения Мерседес Лэки

• Японская франшиза «Fate/Stay night». Место действия – мир, где магия была уничтожена технологиями, и все боги и волшебные существа либо исчезли, либо ушли.

• Различные произведения Тани Хафф

• Айзек Азимов и его рассказ «Демон ростом в два сантиметра», а также другие произведения с участием крохотного демона Азазеля

• Борис и Аркадий Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», где магия и персонажи из русских народных сказок существуют в советской действительности

• Джоан Роулинг и ее цикл «Гарри Поттер», действие которого происходит в Великобритании 1990-х

• Сергей Лукьяненко «Ночной дозор», действие которого происходит в Москве. Книга имеет три продолжения, формирующих тетралогию: «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор» и «Последний Дозор»

• Джон Кроули «Маленький, Большой или Парламент фейри», и другие произведения

• Эмма Булл «Война за Дубы»

• Терри Виндлинг «Лесная женщина»

• Терри Брукс. Цикл «Слово и Пустота»

• Мидори Снайдер «Сад Ханны»

• Холли Блэк «Зачарованная» и другие книги

• Ричард Боус «Любимцы Луны»

• Франческа Лиа Блок «Опасные ангелы» и другие сочинения

• Лиза Гольдстейн «Подземелье Темных Городов»

• Чайна Мьевиль «Крысиный король»

• Джим Батчер «Досье Дрездена»

• Серия комиксов «W.I.T.C.H.» за авторством Алессандро Барбуччи, Барбары Канепы и Элизабет Гноун

• Нил Гейман и его многочисленные произведения, в том числе – «Американские боги» и «Никогде», действие которых происходит в вымышленном мире подземелий Лондона, связанном с реальным миром.

• Келли Армстронг и ее цикл «Женщины другого мира»

• Хейзел Батлер и ее цикл «Смертельное безумие»

• Сьюзан Купер и ее цикл «Восход тьмы»

• Питер С. Бигл «Тихий Уголок» и другие книги

• Жозефа Шерман «Сын Тьмы»

• Цикл Том Дэйтца «Дэвид Салливан»

• Клайв Баркер «Сотканный мир», «Имаджика»

• Цикл Йона Колфера «Артемис Фаул»

• Дженна Блэк «Дьявол внутри». Действие большей чести книги происходит в США, населенных демонами

• Наташа Мостерт «Другая сторона молчания», «Сезон Ведьмовства»

• Гай Гэвриэл Кей «Изабель». Действие книги происходит, по большей части, в Провансе

• Циклы Рика Риордана «Перси Джексон и наследник богов» и «Герои Олимпа». Действие книг происходит в XXI веке, хотя действие более поздних книг переходит в Канаде и Европе.

• Трилогия Рика Риордана «Хроники Кейна». Действие происходит в XXI веке

• П.Н. Элрод «Дела Вампиров»

• Фреда Уоррингтон и ее цикл «Неземные сказки»

• Рейчел Мид и ее цикл «Джрджина Кинкейд»

• Дерек Лэнди и его цикл «Скелетжер Ловкач»

• Раймонд Фэйст «Волшебная сказка»

• Трилогия Рика Диордана «Магнус Чейз и боги Асгарда». Предстоящий книжный цикл, сюжет которого происходит в США XXI века и основан на скандинавской мифологии

• Цикл Ричарда Кадри «Худощавый песочный человек»

• Цикл Бенедикта Джеки «Алекс Верус»

• Цикл Льва Гроссмана «Волшебники»

Связь с другими жанрами

Современное фэнтези может продвигаться также, как популярная литература, и часто продается под брендом магического реализма, хотя принадлежность данного жанра к фэнтези – сомнительна. Примеры – «Практическая магия» Элис Хоффман, «Женщина-антилопа» Луизы Эрдрич, и «Принцесса Специй» Читры Банерджи Дивакаруни.

В других медиа

Действие игры «Fate/Stay Night», разработанной компанией «Type-Moon» происходит в Фуюки-Сити, в мире, где магия исчезла, как наука, а технологии заняли ее место и сделали магию дополнительным элементом. Некоторые семьи в городе и в мире обладают магическими сферами в своих душах и способны использовать заклинания в рамках своих способностей, хотя сюжет серии лайт-новел «Kaze no Stigma» Такахиро Ямато происходит в современной Японии и сосредоточен вокруг молодого человека, способного контролировать ветер.

Тор из вселенной «Marvel Comics» также может рассматриваться, как часть этого поджанра. Здесь описывается жизнь бога из скандинавского фольклора, происходящая в двух местах – Нью-Йорке XX века и легендарном Асгарде. То же самое можно сказать о Хеллбое.

Игра «The Longest Journey» рассказывает о главной героине, исследующей альтернативный волшебный мир, существующий параллельно ее современному миру.

Телесериал «Однажды в сказке» основан на сказках и разыгрывает различные ситуации из них в наши дни.

Юная ведьма Сабрина Спеллман, живущая в Америке наших дней, определенно принадлежит к этому жанру, так как благодаря ней появились подобные персонажи в ситкоме «Моя жена меня приворожила» и фильме «Иствикские ведьмы».

Хотите рассказать друзьям?

Share on facebook
Поделится в Фейсбуке
Share on vk
Поделится в Вконтакте
Share on odnoklassniki
Поделится в Одноклассники
Share on telegram
Поделится в Телеграмме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.